08:00 Завтрак в отеле. Берем с собой перекус.
09:00 Выезд на чабанскую стоянку ойратов (100 км, 1,5 часа).
Ближайшими предками калмыков были ойраты, иначе западные монголы, издревле обитавшие в Джунгарии и западных областях Монголии.
В настоящее время в Калмыкии проживает единственная семья ойратов, приехавших из Западной Монголии и ведущих традиционный кочевой образ жизни.
10:30 Чабанская стоянка ойратов
Мы сможем осмотреть быт чабанов, огромное стадо двугорбых верблюдов калмыцкой породы БАКТРИАН.
Верблюдоводство – одно из самых древних отраслей животноводства. Человек одомашнил верблюда за две тысячи лет до нашей эры. Многие учёные утверждают, что у верблюда азиатское происхождение. Он выходец из пустынь Центральной Монголии и Аравии. Подтверждение этому предположению является то, что в Монголии до сих пор встречаются косяки диких верблюдов.
Верблюд – животное уникальное. Из всех одомашненных животных только верблюд даёт мясо, шерсть, молоко, войлок, т.е. эти животные способны заменить лошадь, корову, а также овцу и используется как живая тягловая сила.
Верблюды калмыцкой породы приведены в Россию в начале XVII столетия, в период переселения калмыков из Джунгарии в районы правого берега Волги, на территории современной Калмыкии и Астраханской области.
Мастер-класс по приготовлению калмыцкого чая от хозяйки чабанской стоянки ТохТох
Этот любимый напиток кочевников известен с древнейших времен. Он согревает в холода и утоляет жажду в жару, насыщает и питает организм. У него оригинальный вкус, поэтому он уже давно «пересек границы» степей, и его с удовольствием пьют люди по всему миру. Есть несколько версий появления калмыцкого чая.
Первая легенда гласит: один тибетский лама изобрел этот напиток для того, чтобы поддерживать силы монахов в те дни, когда любая мясная пища была запрещена. Он экспериментировал с пропорциями и длительностью варки до тех пор, пока не получил сытный и вкусный то ли чай, то ли суп.
По второй версии целебный напиток исцелил религиозного деятеля и реформатора Зунква гегян . Лекарь порекомендовал ему принимать «божественный» напиток ежедневно натощак: через 7 дней Зунква гегян исцелился и повелел готовить верующим такой же чай, названный впоследствии калмыками Джомба.
Дегустация блюд традиционной калмыцкой кухни (калмыцкая молочная водка-по наличию, калмыцкий чай, борцоки- пончики, булмг- сладкое национальное блюдо калмыков) на чабанской стоянке ойратов из Монголии
12:00 Обед в кафе «Зюн Гар» в п. Яшкуль - калмыцкая кухня (под запрос- вегетарианская кухня) - входит в стоимость.
13:30 Возвращение в г. Элиста (150 км, 2 часа).
15:00 Встреча с джангарчи – сказителем калмыцкого героического эпоса «Джангар»
Джангарчи́-калмыцкий рапсод, народный сказитель и исполнитель калмыцкого эпоса «Джангар». Джангарчи сыграли значительную роль в сохранении и передаче калмыцкого эпоса.
Исполнению «Джангара» приписывалось магическое значение. Существовали неписаные правила, которым должен был следователь джангарчи. В частности, запрещалось исполнять эпос за один сеанс, не полагалось петь ради праздного любопытства, днём (эпос исполнялся только вечером) и во время весёлых праздников. Нарушение этих основных правил, по мнению джангарчи, могло привести его к внезапной смерти. В. Котвич упоминает, что ему удалось только после долгих переговоров исполнить днём одну из песен эпоса, чтобы записать её из уст джангарчи Ээлян Овла.
Внутренняя мощь калмыцкого героического эпоса джангар и сила гортанного звука дают осознать, что Владимир Каруев (Окна Цаган Зам) – не просто певец, он хранитель традиции, гордость и символ современной Калмыкии. Долгожданная встреча с любимым, самобытным джангарчи нового времени, вобравшего в себя мудрость и заветные чаяния предков, станет истинным подарком – откровением для поклонников творчества Владимира Каруева. Его называют хранителем традиций эпоса джангар, о голосе Окна Цаган Зам слагают легенды. Он символ и гордость современной Калмыкии!
Свободный вечер, ужин самостоятельно