Где находится

Дворец Топкапы расположен в историческом сердце Стамбула. Его можно найти в районе Джанкуртаран, в самом центре Фатиха.

Дворцовый комплекс занимает стратегическую позицию на мысе Сарайбурну, который омывают воды Мраморного моря, Босфорского пролива и бухты Золотой Рог. Топкапы — доминанта полуострова, а с его террас открываются лучшие панорамы Босфора и исторического центра города.

По соседству находится парк Гюльхане, а практически рядом расположены другие жемчужины культуры и архитектуры города — Айя-София (ныне мечеть Святой Софии), Голубая мечеть и Археологический музей. Можно совместить прогулку с визитом в Топкапы и соседние достопримечательности.

Дворец Топкапы

Описание

Топкапы (в переводе с турецкого название означает «Пушечные врата») — это не единое монолитное здание, как принято считать. Это целый дворцовый район, раскинувшийся на площади около 700 тыс. м². 

В центре комплекса — четыре главных двора. Вокруг них раскинулись павильоны, мечети, фонтаны, бани и бассейны. Все здания и помещения связаны между собой извилистыми дорожками. Покои и павильоны оформлены многочисленными арками, столь любимыми в восточной архитектуре. Их стены, высокие потолки, дверные и оконные проемы щедро украшены цветными изразцами, позолотой и фресками. В окнах — витражи, на дверях и нишах — искусная резьба, на полу — каменная плитка, нередко резная.

Дворцовый комплекс напоминает лабиринт, где за каждым поворотом открывается новая картина: то вид на просторы Мраморного моря, то уютный садик с розами, то величественный зал для приемов. Он не давит масштабом, а завораживает, увлекая вглубь, словно восточная сказка. Чтобы не заблудиться в его галереях и не пропустить жемчужины, лучше отправиться сюда с гидом. Он поможет увидеть не только стены, но и истории за ними.

Хотя Топкапы отличается от европейских резиденций, он выглядит не менее изящно и утонченно. Даже его восточная роскошь не производит впечатление чрезмерной, помпезной и вычурной.

Дворцовый комплекс строился постепенно, без четкого генерального плана, но при этом сохранил стилевое единство. Если взглянуть сверху, сложно сказать, какие части появились раньше, а какие были пристроены позднее — настолько гармонично он сложён.

Секрет очарования Топкапы в том, как он устроен: каждый двор отражает порядок и иерархию империи.

Павильон в дворце Топкапы

Устройство и архитектура: четыре двора власти

Планировка комплекса отражает иерархию османского общества. Архитектура дворца была призвана подчеркнуть могущество и богатство Османов и, одновременно, защитить их.

Комплекс включает четыре двора, отделенных друг от друга мощными стенами. Каждый из них представляет собой своего рода крепость, а в последнем даже есть ход к морю — на случай, если дворец будет захвачен, и обитателям придется бежать.

Путешествие по дворцу начинается с мраморных, украшенных позолотой Имперских ворот (Bab-ı Hümayun). За ними расположен Первый двор.

Первый двор

Первым на пути посетителей оказывается просторный Двор Янычар — самый большой в комплексе. Сюда мог попасть любой подданный империи — это было публичное пространство, где сегодня находятся кассы. Оно выполняло функцию своего рода буфера между шумным городом и священной территорией власти. Сюда приходили просители, тут ожидали аудиенции послы и проводились праздники, через этот двор султаны попадали во дворец.

Тут же располагались Монетный двор, пекарни, склады и прямоугольный фонтан Палача. По легенде, именно здесь палач мыл руки и меч, окрашивая воду в алый цвет. И здесь же для устрашения подданных выставлялись головы казненных по приказу султана.

Также на этой площади по пятницам проводили намазы. Интересно, что в Первом дворе, практически рядом со входом расположена византийская церковь Св. Ирины (Aya İrini) IV в.

Здесь летом 381 года проходил Второй Вселенский собор. Церковь несколько раз разрушалась и вновь восстанавливалась. После завоевания Константинополя турками, церковь не была превращена в мечеть, как это произошло с Айя-София. Более того, с VI в., когда храм обрел свой нынешний облик, он даже не претерпел сколь бы то ни было значительных внешних изменений.

В разные эпохи церковь использовали как оружейный склад, а в XX веке — как концертную площадку и музейный объект. Если вам доведется побывать в Топкапы, обязательно найдите Айя-Ирина и потратьте несколько минут на ее осмотр. Полюбуйтесь величественной архитектурой некогда второго по величине православного храма города. Вопреки византийской традиции пышного убранства, интерьер тут строг. Если придете с гидом, он непременно расскажет, почему внутреннее убранство храма столь аскетично.

Осмотр украшенных арок и потолка дворца Топкапы

Второй двор

Через Врата Приветствия (Bab-üs Selam), которые украшают изящные остроконечные башни, вы попадете во Второй двор. Другое его название — Двор Дивана. Во времена Сулеймана Великолепного и других султанов через эти врата, в отличие от тех, что вели в Первый двор, пускали уже не всех. Во Второй двор могли попасть только высокопоставленные лица и иностранные послы. Сегодня сюда может попасть любой посетитель, достаточно купить билет.

Просторный Второй Двор появился во второй половине XV в. и несколько столетий служил административным центром империи. Главное здание здесь — Диван, Высший государственный совет. Его арочная конструкция возведена под руководством зодчего Алаэддина по приказу Сулеймана Великолепного в 1527-1529 гг. на месте бывшей деревянной постройки.

Здесь собирались паши, чтобы решать судьбы мира, тут же был кабинет главного визиря. Любопытно, что сами султаны в заседаниях участвовали редко, предпочитая наблюдать за «прениями» со стороны, а порой и, как говорят, тайно — из-за ажурной золотой решетки.

К Дивану примыкает Башня Правосудия. Будучи самым высоким зданием во всем дворцовом комплексе, она символизировала, по сути, султанскую власть над подданными. С нее султан обозревал город и наблюдал за совещаниями пашей.

Также во Втором дворе находились впечатляющие дворцовые кухни и высилось Внешнее Казначейство с восемью куполами. Сегодня оно выполняет роль оружейной галереи. Тут же располагались конюшни и мечеть Бешир-ага с примыкающим к ней хамамом.

Второй двор был местом, где проходили официальные церемонии. Например, тут проводилась Cülûs — церемония восхождения на трон новоиспеченного повелителя, вручались флаги командирам войск, отправлявшимся в военные походы, здесь же выслушивали послов и отмечали религиозные праздники. Также за Башней Правосудия до сих пор располагаются Каретные ворота — вход в святая святых дворца, Гарем, что ныне представляет собой отдельный музей.

Гарем, в котором прошла жизнь легендарной Роксоланы-Хюррем, был не совсем таким, как представляется многим, особенно во время чтения восточных сказок. Он располагался во Втором и, частично, Третьем дворах Топкапы, и представлял собой целый лабиринт из покоев и служебных помещений.

По разным оценкам, в Гареме проживало от трёхсот до пятисот человек: хасеки — мать детей султана, валиде — его собственная родительница, наложницы (временами их число доходило до трёх сотен), служанки, евнухи, принцы и принцессы. Также часть покоев занимал сам повелитель.

На территории Гарема располагались мечети, хамамы, прачечные, кухни и даже больница. По сути, он был отдельным миром внутри дворца. Многие жилые помещения представляли собой небольшие и скромные комнатки, исключение — роскошные покои легендарной Хюррем и валиде-султан. Последней, как говорят, принадлежало около 40 помещений в гареме, у нее был личный сад и огромный штат прислуги. Сама Хюррем до «должности» валиде не дожила, чтобы унаследовать эти покои, но ее собственные им немногим уступали.

Убранство Гарема в дворце Топкапы

Третий двор

Врата Счастья (Bab-üs Saade) — портал в частную жизнь султана. Третий двор был доступен лишь для избранных. Здесь жил сам повелитель, тут же, в Тронном зале он принимал послов и высоких гостей, величественно восседая на роскошном троне. В Третьем дворе находятся важные памятники и коллекции: крупнейшая придворная мечеть, Библиотека Ахмеда III, реликварий и Сокровищница.

Четвертый двор

Четвертый двор — зона личных садов султана, место для досуга, уединения и проведения праздников. Здесь, на террасах, спускающихся к морю, стоят изящные павильоны и знаменитая беседка Ифтарийе с позолоченным куполом, стилизованным под тюльпан. Глядя на панорамы, которые из нее открываются, легко понять почему султаны выбрали это место для отдыха.

Багдадский киоск, в четвертом дворе дворца Топкапы

История

История Топкапы — это не только стены, но и цепочка эпох, событий и судеб. Дворец неразрывно связан с султаном Мехмедом II Завоевателем. Спустя несколько лет после взятия Константинополя он заложил эту резиденцию, которая стала символом новой империи. В 1459 году, на месте древнего акрополя, где когда-то стояли античные святилища, начался первый этап строительства Топкапы.

Изначально дворец служил лишь «местом работы» султанов, а личные покои повелителя и сераль (старое название Гарема) находились за его пределами. Кстати, название «Топкапы» (оно означает «Пушечные ворота») закрепилось за ним позже, в XIX в. Дворец получил его из-за пушечных залпов, которые раздавались каждый раз, когда повелитель уезжал из резиденции или в нее возвращался.

Последующие Османы достраивали и перестраивали резиденцию. В XVI в. при легендарном Сулеймане Великолепном она достигла пика своего политического и культурного значения. Кроме того, с подачи Хюррем в него переехал гарем, что тоже имело свои последствия. Именно тогда, в эпоху Хюррем и Сулеймана Топкапы превратился в символ империи.

На протяжении веков здесь жили и правили величайшие из Османов. До середины XIX века Топкапы оставался центром власти, пока в 1854 году султан Абдул-Меджид не перенёс двор в Долмабахче.

Спустя несколько лет он принял на себя все функции, которые ранее выполнял Топкапы — стал жилищем для султанов и, одновременно, своего рода администрацией страны. В 1924 г., по приказу Мустафы Ататюрка, основателя Республики Турция, опустевший роскошный дворец был превращен в музей. Сегодня в нем открыты около 20 выставочных залов, где размещены десятки тысяч исторических артефактов и документов.

Дворец Топкапы

Что посмотреть

Осмотр Топкапы может занять несколько часов — к этому важно быть готовым. Чтобы не затеряться в лабиринтах дворца и не пропустить главное, сосредоточьтесь на ключевых экспонатах и объектах.

Гарем

Гарем — одна из самых загадочных частей дворца. Посещение возможно только с отдельным билетом и желательно в составе экскурсионной группы, ведь гид оживит истории этих стен. Самое интересное, что, если вы смотрели сериал «Великолепный век», то, бродя по Гарему, можете порой ловить себя на ощущении дежавю. Съёмки проходили в специально построенных павильонах, но интерьеры были воссозданы по мотивам реальных, из Топкапы. 

Сокровищница

В залах Сокровищницы хранятся редкие изделия ювелирного и церемониального искусства: алмазы, кинжалы, церемониальные доспехи. Кроме знаменитого грушевидного алмаза «Ложечник» и кинжала с изумрудами, здесь можно увидеть позолоченные доспехи и парадное оружие, украшения, драгоценности и иные впечатляющие экспонаты.

Павильон Священных Реликвий

В особых покоях Третьего двора находятся реликвии, которые в мусульманской традиции считались связанными с пророком Мухаммадом: мантия и знамя Укап, частицы святых мощей и отпечаток стопы (накш-и кадам-и саадат) пророка, его оружие и ключи от Каабы. Зачем нужны были все эти реликвии во дворце? Об этом тоже с удовольствием расскажет гид, с которым вы отправитесь на экскурсию.

Тут же в стеклянных витринах находятся предметы, священные для христиан. Среди них серебряный ковчежец со святыми мощами, меч Давида, десница Иоанна Крестителя и посох Моисея. Все эти экспонаты — одна из причин, почему Топкапы для многих остается местом не только культурного, но и духовного паломничества.

Музей оружия

Коллекция музея охватывает оружие разных эпох и регионов. Это одна из крупнейших и самых разноплановых музейных подборок в мире. Разглядывая искусные инкрустации и надписи на оружии, легко вообразить мощь и отвагу, что позволили потомкам Эртогрула стать великими правителями, а небольшому бейлику превратиться в великую империю.

Вход в музей оружия

Интересные факты

С Топкапы связано много тайн и легенд. Но факты не менее интересны и подогревают любопытство не хуже баек о тайных подземельях, темницах и секретных проходах.

Драгоценности Хюррем

Например, несколько фактов о самой знаменитой обитательнице Топкапы, превратившей гарем в один из политических, не побоимся этого слова, центров влияния. Легендарная Роксолана, жена Сулеймана Великолепного, была не просто фавориткой, а обладала невиданной для женщины властью. Она активно влияла на политику и стала основоположницей так называемого «женского султаната» — периода в истории империи, когда женщины оказывали большое влияние на дела государства.

Судя по всему, султанша и любимая супруга Сулеймана владела прекрасной коллекцией драгоценностей, увы, не сохранившейся. Однако кое-что из них сегодня можно увидеть в музеях дворца — например золотой сургуч со шпилькой для тюрбана. Вот правда роскошного перстня с изумрудом из сериала «Великолепный век» там нет.

Скорее всего, это кольцо — художественный вымысел. На некоторых ресурсах размещен снимок, якобы, перстня Хюррем. На нем роскошный грушевидный камень в белой оправе, окруженный двумя рядами мелких самоцветов. Однако на фото не кольцо, а тот самый бриллиант «Ложечник», появившийся в Топкапы спустя более века после кончины Хюррем. Возможно, он и вдохновил сценариста сериала на эпизод с кольцом.

Зато в коллекции дворца есть налобные повязки-кашбашты, собственноручно вышитые хасеки, — помимо выдающихся политических талантов она была еще и умелой рукодельницей. Также в Топкапы можно увидеть парадный золотой шлем самого Сулеймана.

Алмаз «Ложечник»

К слову, о знаменитом алмазе «Ложечник» в серебряной оправе с 49 драгоценными камнями. И о его странном названии. По легенде, нашел его бедняк, выудив из мусорного ведра, куда тот неизвестно как попал. Бедняк не сумел понять ценность находки и продал ее за три ложки.

Одежда

И еще пара слов о «Великолепном веке». В музее хранится одежда, которую носили при османском дворе. Есть в коллекции и наряды великой Роксоланы, и кафтаны Сулеймана, в том числе и детские. Кроме того, среди экспонатов музея можно увидеть шелковый платок с изящной вышивкой — личная вещь Хюррем, извлеченная из ее саркофага и, вероятно, вышитая ее руками.

Кухни

А вот интересный факт о кухонном комплексе дворца. Кухни занимали около десятка зданий с куполообразными крышами. Они были поистине грандиозным предприятием, кормившим семью султана, челядь, прислугу и гостей. В дни праздников здесь готовили пищу для 5 000-10 000 человек. Штат поваров и помощников насчитывал около тысячи человек. Сегодня в здании кухонь выставляется одна из лучших в мире коллекций фарфора.

Фотография турецкой кофейной чашки

Этикет

В Топкапы существовал строжайший протокол. Например, никто не мог сидеть в присутствии султана, за исключением великого визиря, которому даровалось это право. Разговаривать с султаном можно было только стоя, склонив голову.

Советы путешественникам

Дворцовый комплекс открыт для посещений круглый год. С октября по апрель часы работы с 9:00 до 17:00. С апреля по октябрь Топкапы ждет любознательных путешественников с 9:00 до 18:45. Осмотр дворца займет несколько часов, поэтому к приключению стоит подготовиться:

  • Для женщин рекомендуется иметь при себе платок, чтобы покрыть голову в отдельных зонах (например, при осмотре священных реликвий). 
  • Вход в Топкапы платный, заранее уточните стоимость билетов. Также планируйте перерывы для осмотра, чтобы увидеть всё за один визит.
  • Приезжайте в солнечный день — именно при естественном освещении роскошные интерьеры Топкапы «заиграют» во всем великолепии.
  • В некоторых залах фотографировать запрещено. 
  • Будьте готовы к тому, что значимая часть дворца закрыта для посетителей.
  • Лучше приходить к открытию, чтобы избежать очередей, особенно в Гарем. Купите Istanbul Museum Pass — он сэкономит вам время и деньги, если планируете посетить несколько музеев, включая Гарем Топкапы.

Как добраться

Находясь в Стамбуле, добраться до Топкапы проще простого. Самый удобный способ — по трамвайной линии Т1 (Кабаташ — Багджылар). Выходите на остановке «Султанахмет» (Sultanahmet), если идете от Айя-Софии. Или на остановке «Гюльхане» (Gülhane), если хотите подойти ко дворцу со стороны парка Гюльхане. От обеих остановок идти примерно 5-10 минут.

Также можно доехать на такси или автомобиле (учтите, что улицы в старом городе очень узкие) либо на пароме. Последний способ — самый живописный. От причала «Эминёню» (Eminönü) пройти около 15 минут пешком или добраться на трамвае Т1.

Дворец подарит вам ощущение погружения в эпоху, когда ковались цивилизации. Мрамор и золото Топкапы помнят эпохи, когда решалась судьба мира. И если вы будете внимательны, они с удовольствием поведают вам немало историй — о власти, любви, вере и коварстве. Опытный гид станет вашим проводником в эту прекрасную и, порой, жестокую восточную сказку, а Топкапы навсегда останется в сердце.