Сегодня нам предстоит довольно продолжительный переезд, маршрут которого проложен по самым живописным местам – от вершин, где мы жили, через Алагирский район, и далее – к Цейскому ущелью.
В пути мы посетим ещё одно место силы – гору Монах. Гора Монах - неподвижный и суровый хранитель Цея. Она похожа по форме на скуфью (круглая шапочка из бархата, головной убор православных монахов) и возвышается над окружающим ландшафтом на 500 метров. Ее обрыв внизу покрыт осыпями и зарос лесом. Издалека красноватые скалы напоминают лицо человека.
Название горы связано с легендой, повествующей о том, что на ее вершине в небольшой пещере жил некогда монах. Согласно легенде он, пытаясь замолить грехи, хотел в скале вырубить фигуру святого, но смог сделать только одну голову. И сейчас можно увидеть наверху скуластое, насупившееся лицо старика. Исподлобья глядят раскосые глаза, резко выдается массивный приплюснутый нос, крепко сжат рот. Над низким лбом взлохмачены густые волосы, а на макушке белеет лысина.
Изображение лица – работа не человека, а результат действия воды и ветра в плитчатых песчаниках.
После этого группа спустится к альплагерю “Цей”, а затем, оставив вещи, совершит радиальный поход к святилищам Реком.
Широко известное осетинское святилище Реком являлся многофункциональным божеством, к нему обращались для исцеления от болезней, бесплодия и защиты от злых сил. Культ его почитания был широко распространен в Алагирском ущелье, а праздник, посвящённый ему, отмечался в июле. Во время этого праздника, который длился целую неделю, совершалось жертвоприношение многочисленного скота. При жертвоприношении могли присутствовать только мужчины, потому что святилище Рекома являлось центром почитания Уастырджи - покровителя мужчин.
Согласно осетинскому нартскому эпосу на месте, где упала одна из трёх слёз Бога, пролитая по поводу гибели нарта Батрадза, образовалось святилище Реком, называемое по-осетински Рекомы дзуар или Рекомы Уастырджи.
Поскольку Уастырджи покровительствует только мужчинам, женщины не имеют права приближаться к святилищу.
И потому женщины идут в другую сторону - к женским святилищам, расположенным в стороне.
«Мады Майрам» – святое место Божьей Матери. Маленький кубический сруб, покрытый толстыми досками и камнями, на груде камней. Через квадратное отверстие молящиеся кладут свои приношения. У подножия свалены турьи рога. Сруб окружен небольшим двориком.
Здесь есть две святыни Майрам: маленькая и чуть дальше побольше. К обеим ходят молиться женщины, желающие иметь детей. У маленькой молятся о даровании девочек, а у той, что побольше - о даровании и мальчиков, и девочек.
Борис Басиев, хранитель святилища, говорил: «Часты случаи, когда в семье десятилетиями не было детей. Потом приезжали сюда, молились, и в семье рождались сыновья и дочери»