Мы с вами остановимся в удивительном старинном городе мира, на самом краю России, на границе Бурятии и Монголии – Кяхта, или.. Русский Клондайк.
Великий чайный путь, бравший своё начало в Китае, пересекал территорию нынешней Монголии, и через Россию доходил до Европы. По товарообороту он лишь немногим уступал Великому шелковому пути. И ключом от него была маленькая сибирская слобода Кяхта.
Сегодня это название мало что говорит большинству людей, а вот в XVIII-XIX веках оно гремело далеко за пределами Российской империи – Кяхта была единственным в мире поселением миллионеров.
В 1862 году в слободе насчитывалось 276 купцов, и 165 торговых домов, из которых около 60 принадлежали купцам, имевшим оборот более пяти миллионов рублей в год. И это при общем населении чуть более четырёх тысяч человек!
Кяхта была известна любому предпринимателю Европы, Америки, и Азии, а экономику сибирской слободы изучал, и упоминал в своих трудах Карл Маркс.
Этот день мы начнём с посещения одного из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока, основанного в 1890 году.
Музей Кахты входит в список самых крупных музеев России, его ещё называют «Сибирским Эрмитажем».
После музея – небольшая экскурсия по городу с посещением основных достопримечательностей.
Чтобы почувствовать дух города, представим вам несколько достопримечательностей:
– Дом-музей конспиративная квартира Сухэ-Батора, руководителя Монгольской народной революции 1921 года, и одного из основателей Монгольской народно-революционной партии.
– Шесть церквей, построенных к XX:
Троицкий собор, Покровская церковь, Успенская деревянная церковь, Успенская каменная церковь, Воскресенская церковь, и полковая Михаило-Архангельская.
Эти церкви были построены во времена расцвета Троицкосавска на средства местного купечества, и жителей города.
Храмы Божьи поражали воображение своей архитектурой, и внутренним убранством, которые отличались особой пышностью, и богатство.
– Собор Воскресения Христова возведён в 1830-1838 годах, расположен недалеко от границы между Россией и Монголией. Считается, что богатство внутреннего убранства, и благолепие Воскресенского храма являются уникальными среди всех церквей Восточной Сибири.
Иконостас храма был сделан в стиле Вестминстерского аббатства в Лондоне, на московской фабрике Полтавцева. Часть икон для него была выполнена в 1847-1848 годах художником Э. Рейхелем. В 1854 году в реставрации икон принимал участие художник-декабрист Н.А. Бестужев.
– Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена на деньги купца Я. Немчинова в 1884-1888 годах. Возведена в духе строений русско-византийского стиля.
– Свидетель великой трагедии – памятник 1600, или Памятник Павшим за советскую власть города Кяхта установлен в 1954 году, и находится в 379 метрах юго-восточнее Кяхты на российско-монгольской границе.
– Дом купца А.М. Лушникова – один из первых каменных домов Бурятии.
Алексей Михайлович в начале 1850-х годов сопровождал караваны с чаем в европейскую часть России.
Дом Лушникова посещали декабристы Н.А. и М.А. Бестужевы, К.П. Торсон, И.И. Горбачевский, И.И. Пущин, С.П. Трубецкой, и С.Г. Волконский с семьями, М.К. Юшневская. В 70-90-х годах прошлого столетия гостями Лушникова были известные путешественники, и исследователи Центральной Азии: Н.М. Пржевальский, Г.Н. и А.В. Потанины, Д.А. Клеменц, П.К. Козлов, В.А. Обручев, американский путешественник Дж. Кеннан, и многие другие. В этом доме в 1865 году родился Д.Н. Прянишников, впоследствии академик, Герой Социалистического труда, основоположник отечественной агрохимии.
Таков был город Кяхта в прошлом..
Трансфер в обратный путь.
По дороге остановка у скалы «лягушка».
В местности Бараний Луг поставлены субурганы в честь четырёх Пандито Хамбо Лам, настоятелей Тамчинского дацана:
– Субурган III Пандито Хамбо ламы Лубсан Жимба Ахалдаева (1780-1797), основателя Тамчинского дацана;
– Субурган IV Пандито Хамбо ламы Данзан Дымчик Ешижамсуева (1797-1809);
– Субурган V Пандито Хамбо ламы Данзан Гаван Ешижамсуева (1809-1839);
– Субурган VI Пандито Хамбо ламы Данзан Чойван Доржо Ешижамсуева (1839-1860).
Каждый увековечил своё имя в делах, отмеченных на высоком уровне. Например, Данзан Гаван Ешижамсуев был удостоен золотой медали первой степени, награждён орденом святого Александра с лентой, украшенной драгоценными камнями, золотой медалью святого Андрея.
Во времена этих хамбо-лам бурятский Буддизм находился в самом расцвете сил.
Они вели широкую общественную, и миротворческую деятельность, приглашали йогинов, учёных лам, гэгэнов-перерожденцев из Монголии в бурятские монастыри. Высокий потенциал учёных лам среди бурятского духовенства позволил открыть свои философские школы-цаннид. За 77 лет пребывания на посту хамбо-ламы Ешижамсуевы несли духовный свет не только духовенству, но и светскому населению.
Далее по дороге Тамчинский дацан. (Мой любимый дацан).
Первый, и до 30-х годов 20-го века – главный дацан в России.
Это поистине уникальное место. Короткие факты об этом дацане:
- В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой, и более столетия оставался им.
- С 1809 по 1938 год здесь была резиденция Пандита Хамбо-ламы, официального главы буддистов России.
- Летом 1991 года, в год 250-летия дацана, его посетил Далай-лама XIV.
- На протяжении многих лет Тамчинский дацан был центром искусств, ремёсел, книгопечатания, и медицины.
- Тамчинский дацан был одним из немногих монастырей Забайкалья, где проводилась буддийская мистерия «цам». Одна из мистерий была снята на киноплёнку режиссёром В. Пудовкиным для художественного фильма «Потомок Чингисхана» в 1928 году.
- Дорога к дацану имеет название «Путинская дорога», так как её строительство осуществлялось с помощью государственной поддержки, что стало новой вехой в истории развития этого края.
Встреча с ламой.
Возвращение в Улан-Удэ.
Ночь в Улан-Удэ.