08:00 Завтрак в отеле. Выселение с вещами.
08:30 Выезд в Хошеутовский хурул с. Речное-87 км- 1,2 часа.
Хошеутовский , или Большой Тюменевский, хурул — единственный из дореволюционных буддийских храмов Калмыкии, частично сохранившийся до наших дней. Он является старейшим буддийским храмом в Европе.
Хурул расположен в селе Речное, которое находится теперь в Астраханской области, т.к. территории двух районов бывшей автономной Калмыкии после насильственной депортации калмыков в восточные районы СССР (1943–1957) не были включены в восстановленную республику, а остались в Астраханской области.
Основателем хурула был князь Серебджаб Тюмень — герой Отечественной войны 1812 года, выдающийся военачальник, возглавлявший Второй Астраханский калмыцкий полк, владелец Хошеутовского улуса. Авторами проекта были его брат Батур-Убуши Тюмень (воин, историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе.
Летом 1814 года братья побывали в Петербурге, где участвовали в торжествах по случаю победы над Наполеоном. Вдохновленные величием города, особенно Казанского собора, ставшего памятником русской воинской славы, они решили увековечить память о победе в родных степях. Считается, что так родилась идея строительства каменного храма. В 20-е годы XX столетия Хошеутовский хурул был закрыт. В 30-е годы XX столетия хурул использовался в качестве клуба, в 50-е годы он использовался как зернохранилище.
После восстановления Калмыцкой АССР в 1957 году территория, на которой находился Хошеутовский хурул, отошла к Астраханской области. В 60-е годы большая часть хурула была разобрана для строительства коровника. Позднее оставшаяся часть хурула была заброшена, и он постепенно стал разрушаться.
Старинные фотографии, хранящиеся в музеях и архивах, свидетельствуют, что Хошеутовский хурул представлял собой величественный ансамбль, состоявший из центральной трехнефной башни (сюмэ) и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями (цаца), а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Трехнефная главная башня — единственное, что сохранилось от хурула сейчас.
09:00 Буддийская святыня “Хошеутовский хурул”.
Был построен в начале позапрошлого столетия в честь победоносного окончания Отечественной войны 1812 года и благополучного возвращения воинов-калмыков из заграничного похода в составе русской армии. Уникальный храм сочетал европейскую классику с традиционными формами буддийской архитектуры. На протяжении ХХ века здание использовалось не по назначению, и в итоге первоначальная постройка оказалась почти полностью разрушена.
В 1995 году храму присвоили значение федерального памятника исторического и культурного значения. В рамках программы «Культура России» была проведена масштабная реставрация хурула. Хурул является местом не только паломничества, но и культурным и духовно-просветительским центром, который посещают астраханцы и гости региона.
10.00 переезд в с. Селитреное, комплекс Сарай Бату-38 км-0,5 часа.
11.00 Культурно-исторический комплекс «Сарай-бату», «Дворец Богохранимый».
В первой половине XIII века по велению хана Бату (Батыя), внука Чингисхана, здесь появилась кочевая ставка. Постепенно небольшое поселение превратилось в столицу Золотой Орды, крупный торговый и политический центр: в период максимального расцвета в нем проживало 75 000 человек (для сравнения: население Лондона тогда составляло около 50 000, а Парижа — 25 000–30 000 человек).
Однако город отличался не только размерами, но и был благоустроенным. Здесь уже в Средние века действовали водопровод и канализация, существовала целая система общественных бесплатных бань и туалетов. Первое дошедшее до нас упоминание о Сарай-Бату датируется 1254 годом, когда его посетил Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX.
В середине XIV столетия в Золотой Орде начинается междоусобица, ослабевает государство и, соответственно, его столица. Новые беды обрушились на Сарай-Бату, когда Тамерлан, пройдя в 1395 году по Нижней Волге, разрушил практически все золотоордынские города. И хотя сам город избежал гибели, жить в нем становилось все труднее, а потому население постепенно стало покидать Сарай-ал-Махрусу.
К XV веку жизнь здесь практически замерла. А в XVI веке началось возведение Астраханского кремля — было решено использовать квадратный кирпич (плинфу), который применялся при строительстве золотоордынских построек. В итоге значительная часть города была разобрана.
В 1710 году здесь по указу Петра I построили завод по добыче и переработке селитры, которая требовалась для изготовления пороха. Когда же к концу XVII века запасы селитры иссякли и завод закрыли, поселение, сформировавшееся вокруг него, осталось — здесь жили бывшие заводские рабочие и беглые крестьяне. На картах оно с тех пор значилось как село Селитренное.
13:00 обед в Сарай Бату входит в стоимость (можно покататься на верблюдах, оплата на месте).
14:00 Выезжаем на гору Богдо – 120 км -1,5 часа.
15:30 Экскурсия по природному заповеднику «Богдинско-Баскунчакский», 2,5-3 часа.
Гора Большое Богдо. Самая высокая точка Прикаспийской низменности. Она появилась из-под земли, как будто бы из ниоткуда, и представляет собой огромный соляной купол, перекрытый древними глинами, песчаниками и известняками. Возраст некоторых отложений превышает 200 миллионов лет. Это единственная в мире гора, высота которой, благодаря соляному куполу, неуклонно увеличивается. Гора Большое Богдо – неповторимое творение природы не только на Прикаспийской низменности, но и на всей Русской равнине.
Она донесла до нас в окаменевшем состоянии остатки мезозойской эры. В обрывах горы находится морской триас с окаменелыми останками животных, живших 200-250 млн. лет назад. Под горой раскинулся пещерный лабиринт – уникальные карстовые пещеры. Удивительно то, что гора возвышается на почти идеально плоской равнине – засушливой, покрытой полынно-солянковой полупустынной растительностью. Необычен и цвет горы, он меняется в зависимости от сезона и времени суток.
Гора Большое Богдо — особое, сакральное место для калмыцкого народа. По преданию гора Богдо образовалась из священного камня, который принесли калмыки-пилигримы с далеких гор Тянь-Шаня. Гору охраняет от непрошеного вторжения Белый дух озера Баскунчак, который очень не любит, когда к нему приходят праздные люди, и прогоняет их сердитым бормотанием. Даже при умеренном движении воздуха ночью здесь слышится неясный гул, действительно напоминающий бормотание. При сильном ветре, резонируя в пустотах, бормотание перерастает в пронзительный вой и прерывистый свист.
17:00 Озеро Баскунчак.
Когда-то составляло часть огромного древнего моря, в которое входили Аральское, Черное, Азовское моря. Это древнее море заливало своими водами территорию современного Казахстана и Туркмении, доходило почти до Тянь-Шаньских гор, простиралось на запад до Средне-Дунайской низменности и на север до нынешней Саратовской области. Баскунчак – не озеро, а сплошной пласт соли, имеющий куполообразную форму и уходящий своим основанием в недра земли. Озеро же – всего лишь небольшая «ссадина» на вершине этой соляной горы.
Очертания «ссадины» напоминают ромб с закругленными углами. Длинная ось этого ромба простирается с юго-востока на северо-запад на 19 км, короткая – направлена с запада на восток и имеет 9 км. Длина краёв «ссадина» на огромном теле соляного монолита, весящего сотни миллиардов тонн, упрятанного руками природы под мощным слоем осадочных горных пород. Дно озера – сплошная соль.
На побережье озера имеются залежи лечебных глин. В июне-августе на озеро приезжают туристы, которые купаются в рапе и принимают грязевые ванны. Лечебный воздух с высоким содержанием брома и фитонцидов, сульфидная иловая грязь, аналогичная по действию и составу грязи Мертвого моря, хлоридно-натриевая рапа, содержащая комплекс макро- и микроэлементов, способствуют быстрому выздоровлению.
По желанию купание в озере и прием соляных грязей Баскунчака.
19:00 Выезд в г. Ахтубинск на ночевку – 52 км.
Заселение в отель «Джулия» 2*.
Ужин в кафе отеля «Джулия», оплата самостоятельно.