Что такое авторское право?

У всех картинок, гифок, видео, музыки и текстов, которые вы найдёте в интернете, есть автор. Автору автоматически принадлежат права на созданный им объект, и эти права охраняются законом. Это значит, что нельзя просто взять классное фото или видео и вставить к себе на сайт — для этого нужно разрешение автора.

Основные положения авторского права говорят: “Каждое произведение охраняется авторским правом с момента его создания, а его правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование своих произведений”.

Чем грозит нарушение авторских прав?

Если автор узнает, что вы использовали его работу, то как минимум потребует удалить её с ваших ресурсов, а может и подать в суд. Чаще всего судятся, если контент использовали в коммерческих целях. 

Конечно, обычно авторы не сёрфят в интернете целыми днями в поисках своих украденных работ, но попасться всё равно можно. В итоге платить компенсацию по решению суда выйдет дороже, чем честно использовать материал.

Как узнать, можно ли использовать контент?

Даже если автор изображения не указан, он всё равно существует, и его произведение защищено авторским правом. Если вы при публикации укажите автора, это всё равно нарушение закона, ведь вы берёте его работу без разрешения.

Всегда нужно проверять, что:

  • все используемые вами материалы обладают лицензией Creative Commons;

  • вы купили фото на специальном источнике и получили право пользования;

  • вы получили письменное согласие от автора фото на публикацию;

  • в России имущественное авторское право перестает действовать через 70 лет после смерти автора. При этом в других странах свои сроки действия авторского права, так что обязательно изучите вопрос перед тем, как брать контент.

Как использовать фото- и видеоматериалы законно и где их брать?

  1. Создавать самостоятельно. Каждый раз, когда Вы отправляетесь в тур - берите с собой фототехнику, и тогда с материалами для сайта проблем не будет никогда. Можно нанять внештатного специалиста — только не забудьте заключить с ним договор и прописать в нём передачу имущественных прав на работы.
  2. Получить фото и видео от клиентов. Авторские туры - это хороший источник контента, поэтому бывают клиенты, которые делают отличные фото и рады им делиться, если их попросить.
  3. Использовать бесплатные фотостоки - это целые сайты с фото, которые обладают открытой лицензией Creative Commons и позволяют свободно использовать фото и видео контент в своих целях. Вот пример таких сайтов:
    • Pixabay;

    • Freeimages;

    • Stockault;

    • Pexels.

    Но тут нужно быть аккуратными - фотостоки бывают нелегальными и собирают фотографии без разрешения авторов. Так же эти фото может использовать кто угодно, поэтому есть вероятность, что у вашего конкурента будут такие же изображения или видео.

  4. Купить фотографии и видео или заплатить за их использование в платных стоках:
    • Adobe Stock;
    • Flickr;
    • Shutterstock;
    • Dissolve.

    Это позволит получить по-настоящему уникальные фото- и видеоматериалы.

Подведем итоги:

  • Картинки, гифки, видео и тексты в интернете охраняются авторским правом. Чтобы их использовать, нужно договориться с автором или соблюсти условия лицензии.

  • Будьте особенно внимательны, если хотите использовать чужой контент для своей рекламы.

  • Проверьте фото в своих программах прямо сегодня, чтобы избежать судебных исков.