Озеро Севан – монастырь Севанаванк.
Озеро Севан - пресноводное озеро Армянского нагорья, самое большое озеро на Кавказе. Является крупным гарантированным источником пресной воды в регионе. В озеро впадает 28 рек, вытекает одна река Раздан (приток Аракса). Озеро одновременно тектонического и запрудного характера. Одноимённая котловина тектонического происхождения, а запруда образовалась, вследствие излияния голоценовых лав.
Севан делится на две части: Малый Севан (западный) и Большой Севан (восточный). Малый Севан отличается большей глубиной и изрезанными берегами. В Большом Севане дно ровное, берега мало изрезаны, глубина не превышает 30 метров. После понижения уровня воды здесь были обнаружены многочисленные археологические артефакты возрастом 2000 лет и более (некоторые из них – бронзового века). Большинство этих артефактов находятся в музеях Еревана.
Севанаванк - монастырь на северо-западном побережье озера Севан. Монастырь расположен на полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.
В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.
Монастырь основан в 874 году принцессой Мариам, дочерью Ашота I Багратуни, и супругой князя Гегаркуника Васака Габура. В монастыре некоторое время жил царь Армении Ашот II Железный. Рядом со стенами обители он дал сражение арабским воинам, которые подошли к берегу Севана. В битве участвовали и монахи Севанаванка, которые по случаю победы объявили её волей Провидения.
В XVI-XVII веках были разрушены стены монастыря, а в 1930 году с острова уехал последний монах. Сегодня монастырь вновь действует, при этом в нём действует духовная семинария имени Вазгена I.
г. Дилижан.
Город Дилижан расположен на реке Агстев. Предполагается, что это – исторический Овк, который являлся летней резиденцией Аршакуни. В IV веке эти земли являлись местом отдыха царей и королевской охоты.
Существует ряд гипотез относительно этимологии названия города, одна из которых связана с именем одноимённого князя. Впервые в письменных источниках название города Дилижан было упомянуто в 1666 году в путевых заметках французского путешественника Жана Шардена. Согласно народной этимологии «дили джан» означает «сладкая речь».
Климат в Дилижане - умеренный. Дилижану, клима-бальнеологическому горному санаторию, свойственно мягкое, умеренное тёплое лето, солнечная теплая зима, сухая и тёплая погода в течение всего года.
Старый квартал Дилижана – идея воссоздать квартал старой застройки (конца XIX - начала XX века) возникла давно, и автором идеи является Ваник Шарамбеян. Улица Шарамбеяна была воссоздана в 1970 году.
Здесь есть ресторан, где все выдержано в стиле конца XIX века, кофейня Art Bridge, а также мастерские и магазинчики, где можно купить сувениры.
Монастырь Агарцин.
Агарцин - армянский монастырь, расположенный в Тавушской области Армении в 18 км от города Дилижан, в лесистой долине Иджеванского хребта. Был построен в X-XIII веках, большей частью под покровительством династии Багратуни.
Церковь Сурб Григор с восьмигранным барабаном, построенная в X веке, является самой древней постройкой комплекса.
Главная монастырская церковь Св. Богородицы (Сурб Аствацацин) была отреставрирована в 1281 году. В XII-XIII веках к церкви был пристроен гавит. 16-гранный купол церкви украшен изящной аркатурой, базы колонн которой опираются не непосредственно на карниз, а на вершины орнаментированных треугольных элементов. Этот приём создает впечатление визуальной невесомости аркатуры и самого барабана.
Церковь Сурб Степанос, построенная из синеватого базальта в 1244 году, напоминает церковь Св. Богородицы, но меньше в размерах. На территории монастыря также находится трапезная, построенная в 1248 году. Здесь также находилась царская усыпальница рода Багратуни, от которой сохранились надгробные плиты с именами царей Смбата и Гагика. Рядом с трапезной сохранились остатки кухни, около собора Сурб Аствацацин - остатки гавита. На территории комплекса находится несколько хачкаров.
Монастырь Гошаванк.
Гошаванк или Нор Гетик - армянский средневековый монастырский комплекс XII-XIII веков в селе Гош в Армении. На месте разрушенной от землетрясения монастыря Гетик основал Мхитар Гош при содействии князя Иване Закаряна в 1188 году. Получил название Нор-Гетик, что по-армянски означает Новый Гетик, а после смерти Мхитара Гоша, монастырь стали называть также Гошаванк.
Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет. До сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке.
Включает церкви св. Аствацацин (1191-1196) типа купольного зала, гавит (1197-1203), церковь св. Григория (1208-1241) типа купольного зала, а также маленькую церковь Лусаворич (1237-1241) типа сводчатого зала, 2-этажное здание с книгохранилищем (до 1241) на 1-м этаже и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241-1291), несколько часовен (в том числе Рипсимэ, 1208) и других зданий.
Хачкары в Гошаванке занимают особое место в искусстве изготовления хачкаров. Один из двух тончайшей «кружевной» работы хачкаров («асехнагорц») был перенесен в Музей истории Армении. Хачкар, оставленный в Гошаванке, был поставлен в 1291 году. Этот хачкар является подлинным произведением искусства: кружевные узоры и орнаменты вырезаны в многослойной замысловатой композиции камня так, что, кажется, он воспарил над своим основанием. «Кружево» орнамента изящно и плавно меняется. Примечательно то, что ни один из элементов и кружевных узоров на поверхности хачкара не повторяется.